Сохранение и развитие памяти места — новый тренд в редевелопменте бывших промышленных территорий. Застройка старых городских районов жильем и офисами уже не равняется созданию новой идентичности. Напротив, важнейшая задача — понять гений места, исторические смыслы локации и ювелирно вписать строения в первозданный контекст, будь то заброшенный порт, территория в духе промышленной неоготики или творческий кластер. Особенно важно сберечь гений места там, где сохранились объекты культурного наследия.
Именно таким принципом руководствуется в своей работе девелоперская компания FORMA, которая реализует три крупных проекта редевелопмента исторических территорий в разных районах Москвы.
Самый масштабный из них — квартал Republic — возводится в закулисье Пресненского Вала. До 1927 года здесь находились вагоноремонтный завод и мастерские Московско-Александровской железной дороги, основанные в последней трети XIX столетия. Исторически эта территория была закрыта от горожан, и благодаря новому проекту ранее обособленный квартал преобразится в яркую современную точку притяжения. Ведь Republic и есть самая настоящая «краснокирпичная Пресня», ее сердце, застава, с которой этот район и начался.
Из множества технических строений здесь сохранилось четыре здания мастерских из красного кирпича конца XIX — начала XX века, признанные объектами культурного наследия. Эти сооружения в неоготическом стиле, созданные в период промышленного модерна, имеют отсылки к среднерусской архитектуре: самые узнаваемые ее элементы — стилизованные (декоративные) машикули на карнизах, характерные, например, для крепостных стен и башен. Сохранившиеся корпуса лучше всего передают характер самой Пресни, которая на протяжении двух столетий формировалась как промышленный район. Память об истории этих мест сегодня сохранилась лишь отчасти, тем ценнее отдельные попытки зафиксировать ее и вписать в новый контекст.
Все четыре объекта культурного наследия общей площадью почти 7 тыс. кв. м будут отреставрированы и вновь наполнены новым функционалом. Так, в двухэтажном цеху 1869–1880 годов постройки разместится гастрономический центр; в депо, возведенном в 1900–1907 годах, оборудуют шопинг-аллею с корнерами российских дизайнеров. В бывшем машинном отделении 1880–1890 годов постройки заработает детский сад, а в здании начала ХХ века — термальный комплекс.
«Творцам московской промышленной архитектуры конца XIX — начала XX века удавалось создать потрясающую гармонию утилитарной практичности и архитектурной эстетики. Мы в своей работе с историческими зданиями используем те же принципы. Они должны быть не музеями, а удобными и комфортными общественными пространствами, в них должна кипеть жизнь. Впервые попав в здания вагоноремонтных мастерских на Пресненском Валу, поражаешься, как много в них света и воздуха, внешней и внутренней красоты. Красный кирпич, мощные конструкции балок и огромные окна создают ощущение основательности, тепла и комфорта. Вместе с компанией FORMA мы решили, что их новое функциональное наполнение должно дополнять и подчеркивать уникальность архитектуры, быть достойным продолжением истории места. Нам нравится представлять, как люди будут заново обживать эти здания, получать удовольствие от единства архитектурного наследия и его актуального современного наполнения. Мы уверены, что это даст ощущение сопричастности с историей, живой связи с предшествующими поколениями творцов, подарившими нам эти прекрасные здания», — говорит Павел Корнейчук, партнер бюро Mayak, разработавшего концепцию внутреннего наполнения объектов культурного наследия.
Уже сегодня на территории возводится первая очередь нового городского квартала премиум-класса Republic. На участке 8 га разместится не только жилье, но и общественные пространства. Сердцем нового района станут общедоступные территории — Сборная площадь с фонтанами и амфитеатром. А внутри жилой застройки появится собственный приватный парк, площадь которого равна почти пяти футбольным полям — 4 га.
Над архитектурной концепцией Republic работали целых шесть архитектурных бюро — Steve Brown Architecture (Великобритания), SimpsonHaugh (Великобритания), John McAslan+Partners (Великобритания), Meganom (Россия), Wall (Россия) и Max Dudler (Швейцария). Это редчайший подобный случай в Москве! В результате получился стройный ансамбль из десяти жилых башен высотой от 24 до 45 этажей. Их строгая иерархия, монолитность и кирпичные фактуры по-новому подчеркивают индустриальное наследие Пресни.
«Мы понимаем огромную социальную и культурную значимость Republic и видим свою миссию в том, чтобы продолжить историю места. Краснокирпичная архитектура обретет новую жизнь и будет ювелирно вписана в экосистему нового квартала, над концепцией которого работала звездная команда российских и зарубежных бюро. Опираясь на архитектуру мастерских, все авторы включили исторические элементы в свои футуристичные проекты. Это дань нашего уважения к инновациям, прогрессу и труду, олицетворением которых была в те времена железная дорога», — говорит Илья Чепрасов, руководитель девелоперской компании FORMA.
С одной стороны, каждое новое строение Republic будет отличаться собственным авторским стилем, являться самостоятельным «высказыванием», с другой стороны, все проекты опираются на историческую архитектуру локации, развивая те или иные ее элементы. Например, две башни будут облицованы красным кирпичом с фактурой, близкой к исторической, а фасады повторят рисунки аутентичной кладки. Обилие стекла также созвучно духу промышленной архитектуры, для которой свойственно использование больших витражей в обрамлении кирпича.
Гений места — феномен, складывающийся из мелочей. Именно внимание к деталям позволяет воссоздать и сохранить для будущих поколений историю того или иного городского района. В квартале Republic память о промышленном прошлом Пресни можно увидеть не только в экстерьере, но также в интерьере новых зданий. Например, пять тысяч гексагональных плит из белого чугуна, обнаруженные строителями при демонтаже пола в здании локомотивного цеха, теперь украшают пол дизайн-пространства Republic.
Дом с душой
Еще один квартал компании FORMA расположен на Часовой улице в районе Аэропорт, который славится не только своими научными институтами, но и творческим окружением. Неслучайно в середине прошлого века эту часть Ленинградского проспекта в шутку называли Хламом — по составу местных жителей (художники, литераторы, артисты, музыканты).
Впрочем, славу района составляли не только именитые резиденты, но и художественные производства. Самое масштабное развернулось в изогородке «Всекохудожник». До войны здесь работали художественные мастерские и студии, скульптурный корпус, литейный цех, а также Центральное художественно-промышленное училище. Сердцем арт-квартала стало здание фабрики изобразительных искусств в стиле раннего итальянского Ренессанса с собственным парком скульптур. Комплекс построен в 1933–1934 годах по проекту архитектора Георгия Гольца и признан объектом культурного наследия.
Сегодня изогородок переживает второе рождение — уже в новом качестве, но с отсылкой к великому прошлому. Здесь строится жилой квартал бизнес-класса Soul, ДНК которого формируется вокруг гения места района Аэропорт. Здание изофабрики бережно отреставрируют по проекту, разработанному нидерландским бюро MEI architects and planners совместно с российской студией ХОРА и сделают композиционным центром квартала. Внутренние пространства будут творчески раскрывать всю многослойность истории изофабрики. Здесь появится школа искусств, изомастерские, общее пространство STEM-образования (science, technology, engineering and mathematics), позволяющее объединять различные области естественных и технических наук в единую систему и получать знания через решение творческих задач.
В проекте ревитализации изофабрики соблюден художественный баланс.
«Уникальность и сложность работы над проектом заключается в том, что в прошедшие десятилетия территория была закрытой и здание трансформировалось преимущественно хозспособом. Из былого сохранилась в той или иной степени только общая конфигурация. Многие элементы оригинального декора и столярных изделий, вся пластика колонн, карнизы, кронштейны, двери, окна и прочее было утеряно. Также отрывочность архивных материалов не давала стопроцентной уверенности в том, каким был тот самый оригинальный вид. Благодаря проведенным вскрытиям отделки — как внутри, так и снаружи — удалось обнаружить под слоями штукатурки оригинальную отделку колонн, в том числе изящнейшие капители, оригинальные проемы, заложенные полвека назад, и множество других архитектурных элементов или указаний на их вид и расположение, которые позволили восстановить образ здания в его органичном, авторском состоянии», — рассказывает Оят Шукуров, партнер архитектурного бюро ХОРА.
Внутренние пространства, изначально предназначенные для производственных и вспомогательных помещений, мастерских, в основной массе своей претерпели слишком много изменений. Поэтому работа с материальностью пространства, его тактильными и визуальными качествами велась по архивным документам и, опять же, из соображений естественности тех или иных материальных решений для постройки, ее конструктивных, тектонических, стилистических качеств.
«Изофабрика — настоящее сокровище района Аэропорт, о существовании которого большинство его жителей даже не подозревало. Долгие годы оно было частью закрытой промышленной территории, фактически выключенной из ткани города. При этом и архитектура, и история здания удивительна — архитектор Гольц изучал историю итальянского Ренессанса и вдохновлялся работами гениального Филиппо Брунеллески, применяя те же принципы человекоцентричности и открытости здания к городу. Аэропорт и Сокол традиционно были местом обитания московской богемы, и очень здорово, что у нас есть возможность продолжить эту традицию, создавая в квартале Soul такое пространство для самовыражения», — отмечает Анастасия Надеева, руководитель дирекции иностранных объектов и объектов культурного наследия проектного бюро АПЕКС.
Архитектурную концепцию квартала разработало британское бюро SimpsonHaugh; ландшафтное благоустройство квартала разработано британским бюро Gillespies. Архитекторы спроектировали десять разновысотных башен от 17 до 35 этажей и среднеэтажную жилую застройку от шести до девяти этажей. Сочетание разных по высотности строений создает ощущение естественной, нелинейной застройки, что позволяет органично вписать новые здания в сложившуюся среду района Аэропорт. Помимо жилья, здесь предусмотрено два детских сада на 100 и 200 мест.
Город на реке
Освоение бывших портовых территорий и превращение их в современные жилые кварталы — общемировой процесс, который продолжается не одно десятилетие. Подобные площадки обладают огромным экономическим потенциалом и способны «перезапускать» целые города. Так, например, произошло с Роттердамом, Лондоном, Гамбургом. Проекты редевелопмента бывших промзон у воды становятся площадкой для смелых архитектурных экспериментов. В результате здесь появляются новые городские достопримечательности, привлекающие сотни тысяч туристов. Вокруг них формируется динамичная и вдохновляющая среда — музеи, галереи современного искусства, офисы модных стартапов и другие точки притяжения активных горожан.
В Москве такой экспериментальной площадкой стала территория промышленного анклава «Южный порт», где прежде, в частности, находилось одно из крупнейших столичных производств —АЗЛК и крупнейший грузовой порт. Закрытая для горожан, эта территория приобрела депрессивные черты, причем абсолютно незаслуженно, ведь роль воды и исторически возникающих около нее портов — совершенно иная. Это всегда созидательные, динамичные пространства, формирующие собственную атмосферу бесконечного прогресса и новых торговых, экономических и культурных связей.
По задумке столичных властей, этот район станет новым центром деловой, культурной и социальной жизни города. Сегодня развитие прибрежных территорий — один из важных векторов развития Москвы. Успешный международный опыт освоения таких площадок говорит, что именно они главный драйвер развития современного мегаполиса.
Сейчас на территории Южного порта строится несколько крупных жилых проектов, а также ТПУ «Южный порт». К 2025 году на территории промзоны появится одноименная станция метро Люблинско-Дмитровской линии, а также причал для речных трамваев и канатная дорога через Москву-реку.
Освоение акватории Южного порта началось со строительства жилого квартала PORTLAND. Это первый проект, рассматривающий жизнь портовых городов как основную созидательную идею, опираясь на роль, функции и тренды развития набережных во всем мире. К 2028 году на участке 7,24 га планируется возвести восемь жилых корпусов высотой от 15 до 29 этажей. Помимо жилья, здесь появится детский сад на 275 мест и общеобразовательная школа на 300 человек. Здесь предусмотрена собственная марина для яхт и лодок разного типа, а также понтонный бассейн на открытом воздухе. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса запланирован на IV квартал 2025 года.
PORTLAND — результат работы двух нидерландских команд. Архитектурную концепцию квартала разработало бюро De Architekten Cie; ландшафтный дизайн, включая 400-метровую набережную,— студия WEST8. Такой выбор не случаен: в Нидерландах процесс освоения заброшенные портовых зон начался еще в последней четверти прошлого века.
Архитектурная концепция проекта эстетически, символически и инженерно не нарушает исторических смыслов данной локации и в то же время нацелена на будущее. Проект изначально закладывает функционал набережной как места созидательной экономики. FORMA опиралась на принципы устройства знаменитых портовых городов, где набережные отличаются, с одной стороны, расслабленной атмосферой, а с другой — энергией и динамикой «работающего» пространства.
Благоустройство проекта будет воплощать эмоциональный опыт путешествий по приморским городам. «Воплощая этот проект, мы апеллировали к вдохновляющей эстетике портовых набережных. Порт — это такое многогранное и разное пространство, место, где собираются потанцевать или пообщаться с друзьями за чашкой ароматного кофе. Набережная всегда будоражит интерес и несет разные запахи: свежей выпечки, гриля или морского бриза. Что мы попробовали привнести в проект набережной Южного речного порта? Поскольку у нас была бетонная плоская пластина, мы добавили туда мягкости в виде ландшафтной составляющей: газона, склона, деревьев для укрытия от ветра — и добавили туда променад, использовали материально-атмосферные текстуры, например теплое натуральное дерево, холодный необработанный металл. Потому что набережная в нашем современном понимании — это место, где нужно гулять. Но главное, мы оставили открытый доступ к воде. Этот прием дает невероятное ощущение простора и впускает воду в ткань пространства, будто сейчас причалит корабль», — говорит Инна Цораева, ведущий архитектор проекта West 8.
Авторы PORTLAND, затевая масштабное строительство, решили сохранить память об истории этого места. Так, новую жизнь получат большие бетонные плиты Южного порта — их превратят в арт-объекты и установят на набережной.
Нидерландские архитекторы как никто умеют превращать вчерашние доки в первоклассные жилые районы. Классический пример — Коп ван Зюйд в Роттердаме, полуостров на южном берегу реки Маас, бывшая портовая территория, которую начали реновировать в середине 1980-х годов. Идея, легшая в основу редевелопмента этого района, — связать его с центром города. С этой целью в 1996 году на Коп ван Зюйд возвели 802-метровый мост Эразма по проекту местного архитектора Бена ван Беркеля — архитектурный символ района.
Такой же сценарий реализуется и в Южном порту. Для того чтобы соединить строящийся квартал с соседним берегом, здесь планируется построить парящий пешеходный мост и канатную дорогу. Еще одно сходство московского проекта с роттердамским — привлечение множества крупных игроков. Реновация территории Коп ван Зюйд проводилась в несколько этапов при участии разных застройщиков и звездных архитекторов со всей Европы, среди которых Ренцо Пиано, Рэм Колхас, Эрик ван Эгераат, Норман Фостер и другие. Редевелопментом Южного порта занимаются ведущие столичные застройщики, которые сотрудничают с лучшими российскими и международными архитектурными бюро и ландшафтными мастерскими — De Architekten Cie, Gafa, WEST 8, KAMEN и другими. Такая практика — редкость для Москвы, где пока не прижилась традиция совместной работы девелоперов над крупными градостроительными проектами.
Реновация бывших промышленных территорий позволяет не только перезапустить отдельные районы — она превращает их в площадку для смелых архитектурных экспериментов, которые дают импульс всему городу. А сохранение исторической среды и гения места делает даже самый эксцентричный проект узнаваемым и органичным.